Имя Евгения Шварца, безусловно, может стать "манком" для публики
- рассудила режиссер Виктория Лебедева, "взявшись" за пьесу "Тень". Созданный
ею и труппой театра "Латинский квартал" спектакль вот уже год дают на подмостках
Интерклуба Университета дружбы народов. И не без успеха. А 19 марта сие творение
предстанет перед широкой публикой на сцене "Русского дома" (Сретенский бульвар,
д. 6/1). Текст Шварца, пронизанный текстами Бродского, Гиппиус, Левитанского,
омузыкален творениями Астора Пьяццолы (танго -своеобразный лейтмотив спектакля)
и Нино Роты. Здесь же отнюдь не в тени оказались и песни, написанные скромным
подмосковным учителем Артуром Зарубой. "Тень" - спектакль легкий, лишенный
теа-трального пафоса. Если коротко, то это музыкальная притча о простых вещах,
происходящих с нами каждый день. О любви. О том, как с ней быть и как сделать
ее состоятельной. О разнице между словом и действием, о страсти и воле, о
мужском и женском началах. Любопытно, что носителем активной энергии, драйва
и напора в спектакле выведена женщина в мужском обличии (актриса Александра
Волкова). Куда ведет эта линия, возникшая в эру унисекса? За ответом, похоже,
придется отправиться на премьеру.
Анна ВЕТХОВА
верх страницы
19 марта сего года на сцене театра «Русский дом» (Сретенский
бульвар, д. 6/1) - премьера «Тени» Евгения Шварца в интерпретации театра «Латинский
квартал».
Основной эмоцией среднего посетителя российских театров
в последнее время стало уны-ние, основным проявлени-ем этой эмоции слезы.
Одна моя знакомая актриса при-знаётся, что перед посещением театра на всякий
случай втирает в лицо белила, чтобы не краснеть публично.
Особенно неприятно поражает беспомощность режиссуры и плоскость исполнения
в так называемых лёгких жанрах - в том же мюзикле. Смотришь, например, на
прекрасного и интеллектуального артиста Николая Фоменко в грандиозном проекте
«Бюро счастья» и удивляешься - как ему не неловко произносить этот запредельный
текст.
«Гудок» рад предложить вашему вниманию музыкальный спектакль, где с текстом
всё заведомо в по-рядке - его написал в 1940 году знаменитый Евгений Шварц
(«Дракон», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо»). Кроме того, в постановку
Виктории Лебедевой вкраплены многочисленные стихи Иосифа Бродского, Зинаиды
Гиппиус (известное «Окно моё высоко над землёю» - хрестоматийный образец непошлого
лиризма), Юрия Левитанского и других. Всё это положено на мелодическую основу
подмосковным учителем музыки Артуром Зарубой, о котором, надо надеяться, все
мы ещё услышим. Впрочем, в спектакле звучит музыка и Астора Пьяццолы, и Нино
Рота.
«Тень» в «Латинском квартале» идёт уже около года - но идёт, увы, на глубоких
задворках театрального процесса - в интерклубе Университета дружбы народов
- аж в Беляеве. Понятно, что туда мало кто доезжает.
И вот спектакль выходит на большую московскую сцену. Причастные к его рождению
ждут этого события с беспокойством и надеждой. Беспокойство - дело обычное
перед крупной премьерой, а надежда основана на объективных пози-циях. которые
я, видевший спектакль в полуподвальных условиях, могу удостоверить. Во-первых,
в нём отсутствует свойственная нашему времени претенциозность. Во-вторых,
нет событийной актуальности, а есть актуальность идейная.
Придя в «Русский дом» 19 марта, вы сможете увидеть обаятельную
и нетяжеловесную притчу о любви. О том, как с ней быть, как её поддерживать,
как. сделать её состоятельной О том, что душа обязана трудиться. О разнице
между словом и действием. О страсти и воле. О мужском и женском начале - причём
остроумная деталь: эти начала взаимозаменены, и носителем активной энергии,
драйва, напора представлена женщина в мужском обличье: органичнейшая из известных
мне современных актрис Алек-сандра Волкова, ждущая своего режиссёра, за которым
неминуемо последует зритель. Тип - русский модерн, или, если хотите, народный
вамп. Непременно влюбитесь.
В общем, вам будет приятно провести полтора часа в атмосфере не концептуальной,
не патетической и не искусственной, а, напротив, домашней, искренней и, кажется,
не чуждой искусства. Постоянных читателей «Гудка», возможно, позабавит то
обстоятельство, что в спектакле занят Алексей Анастасьев, наш многопрофильный
редактор отдела культуры. Кассы «Русского дома» открыты ежедневно с 17. 00
до 19. 00. Пошли в театр?
Алексей ДОРОНИН
верх страницы
"Московская промышленная газета" 2-8 марта 2000
"Когда не знаешь, что и как ставить, ставь классику",
- поучал старый режиссер начинающего в одном старорежимном анекдоте, приобретшем,
однако, в наши дни новую актуальность. На театре, как, очевидно, и в жизни,
- тотальная неразбериха, и прикрыться именем классика - один из немногих способов
спастись от презрительного критического огня. Он же - способ привлечь публику,
которая надеется получить удовольствие, по крайней мере, от хорошего текста.
Текст Евгения Шварца, «русского Андерсена», в этом отношении «годится». Как
и обильно присутствующие в спектакле «Тень» стихи Бродского, Гиппиус, Юрия
Левитанского и других, положенные на музыку Артуром Зарубой (впрочем, для
предпочитающих бесспорное в спектакле звучит музыка и Астора Пьяцолы, и Нино
Рота).
«Тень» в «Латинском квартале» идет уже около года, но доныне ее «домом» был,
увы, только Интерклуб Университета Дружбы народов, где театр вынужден был
ютиться по неинтересным материальным причинам. И вот спектакль выходит на
большую московскую сцену.
В общем, если вам по-кажется приятным провести полтора часа в атмосфере легкой,
лишенной пафоса театральности, приходите 19 марта в «Русский дом».
Алексей ЛАЗУРСКИЙ
верх страницы
"Вечерний клуб" 11-17 марта 2000
19 марта театр "Латинский квартал" покажет на сцене "Русского
дома" (Сретенский бульвар, 6/1) "Тень" Евгения Шварца. Режиссер - Виктория
Лебедева.
У милейшей притчи Шварца достаточно активов, чтобы привлечь к себе внимание.
В том числе стихи Бродского, Гиппиус , Юрия Левитанского, положенные на мелодическую
основу подмосковным учителем музыки Артуром Зарубой, о котором, надо надеяться,
все мы еще услышим. Вспектакле звучит и музыка и Астора Пьяццоллы, и Нино
Роты.
На большую московскую сцену выходит обаятельная и нетяжеловесная
музыкальная притча о любви. О страсти и воле, о мужском и женском начале,
причем носителем напора представлена женщина в мужском обличье - Александра
Волко ва. Актриса хороша собой, так что любовная тема грозит перешагнуть за
рампу.
Алексей МИХАЛЬСКИЙ
верх страницы
Студенческий театр Университета дружбы народов "Латинский
квартал" (режиссер Виктория Лебедева) поставил знаменитую "Тень" Евгения Шварца
совершенно необычно. Впервые роль Тени исполняет женщина - Александра Волкова.
В мужском обличье она очень пластична и хороша собой.
"Латинский квартал" создал музыкальную притчу, герои которой ищут ответы на
непростые вопросы о природе власти, ради которой приходится жертвовать благородством
и порядочностью. И финал нетрадиционный. Главный герой, ученый Христиан-Теодор
(Дмитрий Макаров), не только отвергает любовь принцессы и возможность стать
королем. Он не женится и на простой девушке Аннунциате (Наталья Волхонская).
А свою Тень он снова делает частью себя самого, не изменяет себе ни в чем.
Спектакль пронизан песнями на стихи Бродского, Левитанского, Гиппиус. Музыку
для них написал Артур Заруба, победитель конкурса "Учитель года России". Больше
всего зрительских аплодисментов досталось Алексею Анастасьеву (министр финансов)
и Алексею Химкину (журналист Борджиа).
Шесть лет работает труппа. У нее много творческих планов: скоро премьера спектакля
"Наш городок" Т.Уайлдера и комедии "Блэз" Клода Манье. "Латинский квартал",
увы, держится на энтузиазме: сборов едва хватает на скромные декорации и самодельные
костюмы. И все-таки, все-таки студенческая пора в "Латинском квартале" счастливая,
незабываемая.
Людмила ЕРМАКОВА
верх страницы
Притча о простых вещах ("Культура"
2-8 марта 2000)
Тень выходит в свет («Гудок» 7 марта
2000)
Тень на каждый день ("Московская
промышленная газета" 2-8 марта 2000)
Шварц расскажет о страсти и воле ("Вечерний
клуб" 11-17 марта 2000)
"Тень" в Латинском квартале ("Москвичка"
апрель 2000)